Новостная лента:
Armenian - ՀայերենGeorgian - ქართულიRussian - РусскийEnglish (United Kingdom)
Արմենիա.ge
Jan 26
Армянские Церкви Тбилиси - Сурб Карапет
Հոդվածի Ցանկ
Армянские Церкви Тбилиси
Бетхем Сурб Аствацатин
Ванкский собор
Сурб Хач
Циранавор
Джиграшен
Дзорабаши Сурб Геворг
Зркинянц Сурб Геворг
Камоянц Сурб Геворг
Карап Сурб Геворг
Кукийская Сурб Аствацацин
Мугни Сурб Геворк
Навтлухи Сурб Геворг
Нор Эчмиадзин
Норашен
Сурб Геворг
Сурб Карапет
Сурб Минас
Сурб Ншан
Сурб Саргис
Сурб Степанос
Хрештакапетац
Чугурети Сурб Аствацатин
Кармир Аветаран
Բոլոր Էջէրը

Сурб Карапет
Церковь Святого Карапета (Предтечи) находится на стыке двух кварталов старого Тифлиса - Чугурети и Авлабара, на склоне горы-ущелья. Относительно времени основания сохранились разные, порой взаимоисключающие сведения. Так, в списке армянских древностей, составленном по поручению Нерсэса Аштаракеци, о церкви св. Карапета сказано : "Построена дворянином Багдасаром Исаак[овичем] Камазовым в 1705 г., а впоследствии обновлена общиной". По известным данным, строителем назван "мокалак Казазов", временем же строительства - 1400 г. с последним обновлением в 1790 г. По всему видно, что ктиторы Камазов и Казазов - одна и та же личность, но как свести имеющиеся даты? На барабане купола церкви Вифлеема сохранилась надпись, в которой говорится о строительстве церкви св. Карапета Амир-агой и его супругой Беки-хатун в 1664 г. Несомненно, что эта надпись первоначально находилась в стене церкви св. Карапета, но когда и при каких обстоятельствах она оказалась перенесённой сюда и вставленной в барабан купола - трудно сказать. Можно предположить, что та обитель св. Карапета, о строительстве которой тут идёт речь, к началу XVIII в. уже лежала в развалинах и если не сами ктиторы, то их потомки перенесли хачкар с надписью в церковь Вифлеем. Но и тут нельзя быть уверенным, что надпись относилась именно к занимающей нас церкови св. Карапета. Известно, к примеру, что Карапету (Предтече) были посвящены одна из церквей рода Камоянц и церковь Саакашен.Всё это заставляет воздержаться отокончательного вывода и вопрос даты основания остаётся открытым. Быть может, историки архитектуры найдут реалии, на основании которых можно заняться критикой имеющихся сведений.