ახალი ამბები:
Armenian - ՀայերենGeorgian - ქართულიRussian - РусскийEnglish (United Kingdom)
Արմենիա.ge
Oct 29
Армянские Церкви Тбилиси
Article Index
Армянские Церкви Тбилиси
Бетхем Сурб Аствацатин
Ванкский собор
Сурб Хач
Циранавор
Джиграшен
Дзорабаши Сурб Геворг
Зркинянц Сурб Геворг
Камоянц Сурб Геворг
Карап Сурб Геворг
Кукийская Сурб Аствацацин
Мугни Сурб Геворк
Навтлухи Сурб Геворг
Нор Эчмиадзин
Норашен
Сурб Геворг
Сурб Карапет
Сурб Минас
Сурб Ншан
Сурб Саргис
Сурб Степанос
Хрештакапетац
Чугурети Сурб Аствацатин
Кармир Аветаран
All Pages
 

Название церкви

Местоположение

Статус

1

Церковь Св. Геворга

Красильная ул.

Действующая

2

Эчмиадзинская Св. Георгия

Эчмиадзинская ул.

Действующая

3

Норашенская Св. Богородицы

Дворянская (Леселидзе)ул.

Не действует (без опред. статуса)

4

"Сурбнишан"

Серебряная ул.

Не действует (без опред. статуса)

5

Могнинская св. Георгия

Могнинская ул.

Не действует (без опред. статуса)

6

Св. Минаса

Сурп-Минасская ул.

Не действует (без опред. статуса)

7

Тандоянц Пресв. Богородицы

Михайловский пр.

Не действует (без опред. статуса)

8

Шамхорецоц Пресв. Богородицы

Шамхорская ул.

Не действует (развалины)

9

Авлабарская Св. Карапета

Сурп-Карапетская ул.

Переделана в грузинскую

10

Петхаинская Пресв. Богородицы

Петхаинская ул.

Переделана в грузинскую

11

"Карапи" во имя св. Георгия

Петхаинская ул.

Переделана в грузинскую

12

Верийская Св. Креста

Петровская ул.

Переделана в грузинскую

13

Церковь Св. Степаноса

Бетлемская ул.

Переделана в грузинскую

14

Ванкский собор

Большая Ванкская ул

Снесена

15

Джиграшенская Благовещенская
во имя пресв. Богородицы

Армянский базар

Снесена

16

Св. Саркиса

Сурп-Саркисская (Гришашвили) ул.

Снесена

17

Во имя св. Архангелов

Красильная ул.

Снесена, на её месте строится грузинская

18

Зркинянц (Эркинян) Св. Карапета

Грибоедовская ул.

Снесена

19

Св. Георгия Просветителя

Кахетинская ул.

Снесена

20

Кукийская Пресв. Богородицы

Михайловский пр.

Снесена

21

Чугуретская Пресв. Богородицы

Панасевича ул.

Переделана в грузинскую

22

Дзорабашская Св. Георгия

Метехский подъем

Снесена, на её месте построена грузинская

23

Навтлугская Св. Георгия

Навтлуг

Снесена

24

Камояна "Тани Таги" Св. Георгия

Дворцовая ул.

Снесена



 

Бетхем Сурб Аствацатин

Петхаинская Церковь, Церковь Пресвятой Богородицы Вифлеема

Петхаинская Церковь (Петхаин, Бетхеем, Вифлеем) находится у подножия крепости Нарикала в квартале Карапитах (арм.) или Клдис-убани (груз.), в переводе - "квартал скалы".История основания церкви и последующих строительных работ представлена следующим образом : первоначально была основана часовня, но ктитор строительства священик Григорий скончался, и работу завершил его внук Барсег. Долгое время богослужение проводилось в этой часовне. Священник Григорий похоронен в приделе церкви. Какое-то время церковь оставалась незавершённой.Верхнюю часть, возведённую из камня чёрного цвета, построил и завершил Ага-Мелик-Бебутян, а его сын Мелик-Аветик обнёс церковь оградой.Согласно краткому сообщению священников этой церкви Меликсета и Месропа Тер-Григоряна, новая церковь была основана священником Саргисом в сотрудничестве с Ходжа-Парухом, Багдасаром, Арутюном и Степаном.Фактически речь здесь идёт о двух разновремённы сооружениях - о часовне и построенной позже церкви.Основание часовни следует отнести ко второй половине XIII века. Строительство большой церкви продолжалось и при католикосах Егиазаре (1681-1691) и Александре (1706-1714).Во второй половине XVIII в. протоиреем церкви Вифлеема был Мхитар, убитый воинами Ага-Магомед-хана за отказ указать место тайника, в котором хранилась церковная утварь. В 1797 г. настоятелем был утверждён сын Мхитара Степанос, "священник многоодарённый" , о котором говорится и в надписях.Осенью 1981 г. в процессе раскопок внутри церкви св. Богородицы Вифлеема были выявлены основания более раннего сооружения - однонефной церкви. Это, по всей вероятности, остатки той "часовни". В открытой археологами алтарной части древней церкви или часовни соханился фрагмент хачкара (дословно "крест-камень"), под символическим древом жизни которого помещена армянская надпись из трёх слов : "Боже, Иисус Христос".Инициатором основания в Тбилиси армянской девичьей обители является сын переселившегося в XVII в. из Ирана в этот город Аслана (Ходжи) Бебудяна Мелик-Ашхарбек, но осушествить строительство ему не удалось (погиб в битве с турками в 1724 г.). Фактически строителем и ктитором выступил его сын Мелик-ага, участник индийского похода Надир-Шаха, пригласивший из обители св. Екатерины в Новой Джуге двух монахинь. В 1727 г. девичий монастырь уже существовал .Церковь св. Стефана построена недалеко от дома Бебудянов (иногда по их фамилии именовался и квартал), но она была не больших размеров и служила часовней. При игуменье Гаяне Бебудян (1840-1875) церковь была вновь отстроена , о чём и свидетельствуют имеющиеся здесь надписи. Всё это значит, что сведения относятся к первоночальной церкви, построенной тавадом Ашхарбеком Бебудовым в 1717 г.. В эпиграфии Ефросине Абамеликян (скончалась в 1911 г.) сказано, что построенная в 1727 г. церковь св. Стефана в 1868 г. реставрирована, а в 1910 г. вновь была возобновлена



Ванкский собор




Сурб Хач
Вераи Сурб Хач, или Церковь Святого Креста; построена в 1850 году на средства Д.Тамамшева. Располагается на территории Верийского кладбища.



Циранавор

Крцанисская Церковь Пресвятой Богородицы в среде тифлисских армян традиционно называлась также "Циранавор" и "Гегардаванк". Первое название является эпитетом, относящимся к Богоматери (Порфироносная), а второе, "Гегардаванк", связано с историей путешествия почитаемого "гегарда" (геларда - пики, копья) в Грузию, сделавшего здесь остановку. Деревня Крцаниси находилась в непосредственной близости от города, что немало способствовало её экономическому развитию. По сведениям С.Джалалянца, население Крцаниси переселилось из одноимённой деревни недалеко от города-крепости Самшвилде. Если это имело место, то, вероятно, относится ко второй половине XIII либо первой XIV в., поскольку в документе от 1392 г. упоминается принадлежащая мцхетскому католикосату деревня Крцаниси с "торговцами в городе". К тому времени, несомненно, в деревне было значительное количество армянского населения ; это утверждение основывается на факте существования в ней армянской церкви. В колофоне армянской рукописи от 1436 г. говорится : "Сия [книга] написана в лето армянское 885 (=1436), в стране Грузинской, в близлежащей к столице Тпхис (Тпхис=Тифлис=Тбилиси) деревне Крцанис, под сенью соборной [церкви] св. Богородицы...". Здесь названы католикосы Армении и Албании (Констандин и Матеос), архимандрит (предводитель армян Грузии) Иезекиэл и грузинский царь Александр (он же Александр I, или Великий). По словам писца, это были "трудные и горькие времена", когда прибыл "злой неверный Шахрух и стране причинил большие разрушения". Из сообщений Томы Мецопеци известно, что в предыдущие десятилетия XV в. вынужденно покидающее Араратскую область армянское население отправлялось "в сторону Грузии", ценой больших жертв добираясь во владения Бешкена Орбеляна, который к ним относился весьма благожелательно. Второй поток армян-переселенцев в Крцаниси может быть приурочен к этому времени. В цитированном выше колофоне рассказывается, что сам писец Иоаннэс, выходец из Гандзака, после возвращения из паломничества в Иерусалим отправился в родной город навестить своего брата и родных. Из Гандзака вместе с ним в Грузию отправилось "множество караванов" переселенцев, которые в Агстеве подверглись разорению "конницей джагатайцев". Жители крепости Гавазан - "христиане вышли навстречу и покрыли нашу наготу", и таким образом добрались они до места нового жительства, очевидно в Крцаниси, где Иоаннэс и приступил к копированию рукописи по оригиналу, полученному от протоиерея Тифлисской кафедральной церкви Богородицы (Большая крепостная церковь) инока Саргиса. В крцанисской церкви вместе с писцом находились "духовные его братья - однокашники инок Иорданан и священник Степанос Крцанеци". Следовательно, интересующая нас церковь в Крцаниси не была новооснованной, а факт присутствия трёх (точнее - четырёх) священнослужителей является доказательством немалочисленности поселившихся здесь армян.В XVI-XVII вв., население Крцаниси резко сократилось (собственно, немноголюдной стала даже сама столица страны), и церковь св.Богородицы превратилась в развалины. Она была вновь отстроена в 1778 г.В реестре армянских церквей г.Тифлиса и окрестностей под №33 названа церковь Богородицы в Крцаниси со следующим разъяснением :"Построена на средства населения города в лето армянское 1227 (=1778) и обновлена дочерью Амирана Сулоенца из Крцаниси Анной с увещания и на средства города".Справка, вероятно, взята из существующих на стенах сооружения надписей, которые не дошли до нас. Единственная известная нам надпись из армянской церкви Крцаниси высечена на боковой грани крещальни. В средней части грани рельефно изображена сцена крещения, а по бокам помещена следующая надпись (перевод) : "Эта крещальня - память Григорию Мамулянцу в Гегардаванке Циранавора. 1861 год".



Джиграшен Благовещения Пресвятой Богородицы

Джиграшен, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Название "Джиграшен" подарило ряд приданий (так называлась ещё одна из церквей Ахпата) относительно причин строительства. Протоирей этой церкви Симеон в своей докладной записке от 1815 г. отмечает, что по рассказам старцев, священники Барсег, Давид, члены братии св. Ншана, в процессе строительства отделились от остальных и приступили к сооружению новой обители - Джиграшена. Место для церкви им было представлено родами Пиргулянов и Тэр-Даниелянов. Возвели они стены высотой в "два человеческих роста". Долгое время церковь оставалась незавершённой. Полученные от горийца Бежанбека 60 туманов позволили довести строительство до перекрытия. Спустя некоторое время прибывший в Тифлис ага-Иованнес Аматуни в 1777 г. снёс развалившиеся части и приступил к строительству заново. Начатое им дело продолжал его наследник. С запада церковь была расширена на новозаложенном фундаменте. Завершилось строительство за 7 лет и обошлось (вместе с куполом и колокольней) в 1700 туманов. Протоирей Симеон, участник и надзиратель строительства при сыне Аматуняна, датирует основание Джиграшена 1654 годом. Название Джиграшен он не этимологизирует, но упоминает об уходе из братии св. Ншана священослужителей, ставших основоположниками новой обители. Судя по версии, ктитор приступил к строительству "назло" ("джигри") своим соотечественникам, не позволившим этого делать в его родном крае. По другой версии, церковь основана на средства её настоятеля тэр-Парсадана Моинова, завершена же в 1729 г. при ктиторстве князя Акобджана Аматунова."Джиграшен", конечно, обыденное наименование. Возможно, что "Джиграшен" считался своего рода "филиалом" Норашена. Обитель противопостовлялась не Норашену, а церкви католиков-армян, находящейся недалеко от неё.Протоиреем Джиграшенской церкви в 50-80-е годы XIX в. был внук Саят-Новы, Мовсэс Саятнянц.



Дзорабаши Сурб Геворг
Церковь Дзорабаши Сурб Геворг (Дзорабашская Святого Георгия) располагалась около церкви Шамхорецоц Сурб Аствацацин. Церковь была снесена в годы советизации.



Зркинянц Сурб Геворг

Церковь Зркинянц Сурб Геворг (Зркинянц Святого Георгия) находилась на улице Грибоедова, рядом с Академией Художеств Грузии. По данным, "церковь была построена в 1717 г. мокалаками Камазовыми". Строительная надпись помещена была на южном портике. Учёный-путешественник переписал её дату - 1713 г., что вполне подтверждается копией этой надписи в реестре армянских памятников, откуда и заимствуем текст.Перевод на русский : "Я, сын Зураба махтеси Петрос и мои братья - Иовсеп, Саак и Давид, построили эту новую усыпальницу - церковь св. Георгия, в память нашу и родителей наших. В царствование Вахтанга. В лето 1162(=1713 г.)".Как уже отмечалось, в 1713 г. Вахтанг VI всё ещё находился в Иране, и передовые грузинские деятели через посольство С.С.Орбелиани пытались содействовать его освобождению и возвращению на родину. Это чаяние находило отклик и в среде армян, свидетельством чего является письмо Елии Карнеци от 13 марта 1715 г. Вахтанг назван царём в 1713 г., хотя фактически он им не был. Вопрос - кто займёт грузинский престол - реально обсуждался в грузинском обществе, надпись же характеризует позицию армян в этом вопросе.Из этой надписи следует, что данные неточны в указании даты, к тому же, должно быть, ктиторы принадлежали к роду не Камазовых (о них речь шла в связи с обновлением кафедральной церкви в Тифлисе), а Зркиновых.




Камоянц Сурб Геворг
Церковь Камоянц Сурб Геворг (Камоянц Святого Георгия) находилась напротив нынешней станции метро "Площадь Свободы" в квартале Гареубани, в части, именуемой в литературе XIX в. "Калос убани", или "Тапитах".Историки называют её "довольно большой, построенной красным кирпичом" купольной церковью.По краткой справке армянского реестра, место для строительства церкви выделено Бежан-беком, построена же она Габриэлом Камояном. Впоследствии была обновлена Карапетом Xотаковянцем. Историки относят строительство церкви св. Георгия-Камоянц к 1727 г., но известные по литературе надписи восходят к 1788 году.Священник Габриэл был одним из активных деятелей армянского освободительного движения, возглавляемого Иосифом Эминым. Габриэл намеревался осуществить миссию посланника И.Эмина и Ираклия II. Сопоставлением источников выясняется, что тут речь идёт о церкви Камоян (Камоевской) ; в "Памятной книге" католикосата приведён пассаж, в котором сказано : "Вне города Тифлиса была церковь, называвшаяся Камоевской, священники и прихожане которой не могли там молиться во всякое время из-за боязни безбожных лезгин. Тогда старший священник той церкви Тер-Габриэл задумал при помощи горожан церковь внутри города". Запись сделана в декабре 1765 г., следовательно, церковь Камоянц построена xотя бы на несколько десятилетий раньше указанной даты. Новопостроенная Габриэлом церковь, находилась в границах защищаемого города.



Карап Сурб Геворг
Карапская Церковь Святого Геворга (Георгия) среди тбилисских армян была известна как Хихои Жам. Об этой церкви сохранилось мало сведений. В списке армянских церквей Тбилиси и его окрестностей в нескольких словах передано содержание строительной надписи на наличнике входа с указанием даты - 1753 г., но тут же отмечено, что в сей церкви находилось рукописное Евангелие, переписанное в 1496 году в селе Акан и в 1728 г. подаренное церкви св. Георгия Варага.Церковь Карап Сурб Геворг построена в 1600 году на собственные средства некоего странника - армянского монаха .



Кукийская Сурб Аствацацин

Церковь Кукии Сурб Аствацацин (Кукийская Пресвятой Богородицы) находилась на Михайловском проспекте (ныне - проспект Агмашенебели), неподалёку от Воронцовского моста.




Мугни Сурб Геворк

Под этим названием известны две обители - Большая Мугнинская церковь св. Богородицы и Малая Мугнинская св. Георгия. Согласно справке, составленной во второй декаде XIX в., первая церковь "Мугни" построена в 1356 г.Насколько верна эта дата - неизвестно, но в следующем XV в. она упоминается неоднократно. В колофонах рукописей обитель именуется (в переводе на русский) - во имя Богородицы.По свидетельству священника Григория, построенная в 1356 г. церковь имела три небольших алтаря с низким потолком.О полной перестройке рассказывают как источники документального порядка, так и одно стихотворение Саят-Новы, посвящённое именно обновлённому собору Мугни.Перестройка производилась на средства представителей трёх именитых Тифлисских фамилий - Мунтоянов (Мунтоевы), Бастамянов и Башинджагов. Докладную записку от 23 января 1816 года подписывают Микиртум Мунтоев, Мелко Бастамов и Грикур Башинджагов. По сравнению с остальными церквами в 1795 г. Мугнинская меньше пострадала, ибо протоиерею Григорию Тер-Шмавоняну, рисковавшему собственной жизнью, удалось спасти то, что находилось в одном из двух тайников церкви. Синодик обители, многочисленные рукописи и утварь были разграбены персами.Xрам Мугни был обязан своей популярностью в армяно-грузинской среде мощам св. Георгия и особо почитаемой иконе. Собственно, само название Могни/Мугни традиционно связывается с одноимённой деревней недалеко от Аштарака, откуда были перенесены в Тифлис мощи св. Георгия.



Навтлухи Сурб Геворг
К сожалению, фотографии этой церкви в исходном виде не сохранились. В настоящий момент она превращена в жилое здание.



Нор Эчмиадзин

Эчмиадзинская церковь Сурб Геворг или Церковь Святого Георгия Эчмиадзинцев, по преданию, была построена мастерами, выходцами из Эчмиадзина, оттого и получила своё название.В 1837 г., церковь была без купола, с малой колокольней. Впоследствии она была основательно реконструирована, и ныне купол возвышается на круглых подкупольных опорах. "Церковь имеет три входа", из коих западный "открывается в прямоугольное помещение, выступающее из общего объёма здания".Исходя из литературных источников временем строительства церкви св. Георгия Эчмиадзинцев принято считать конец XVIII в., однако некоторые источники сохранили точную дату её основания. В докладной записи участника строительства и священника этой же церкви Иоанна Мартиросова (он же протоирей Иоанн Мартиросян Воскерчянц) обстоятельно описывается насильственное переселение около 200 семей армян из Эчмиадзина, сражение переселенцев у реки Арпачай с гнавшими их в Османскую Империю турками и переход в русское подданство в Лори, а затем поселение тех же переселенцев Цициановым и архиепископом Ованэсом в Тифлис. Большая часть эчмиадзинцев была поселена в Авлабаре, меньшая - в Тапитахе. Всё это "имело место в 1806 году, при католикосе мученике-патриархе всех армян Данииле, когда мы (т.е. переселенцы из Эчмиадзина) не имели собственной церкви".Из записи Иоанна Воскерчянца (датирована 3/XII-1815 г.) становится известно, что данная церковь основана в 1806 г. и завершена к 1808-1809-м гг.Все надписи строительного содержания относятся к 1846 г., т.е. ко второму периоду. Главным инициатором был, по-видимому, А.Таирянц, знаменитый благотворитель и попечитель из Тифлиса. Приёмный сын И.Воскерчянца свидетельствует, что церковь Святого Георгия "великолепным образом" была реконструирована спустя 20 лет после смерти Воскерчянца..



Норашен
Церковь Благовещения Богородицы «Норашен» - одно из наиболее примечательных армянских культурных сооружений в Тбилиси, представляющая собой тип купольной базилики, фасады которой выделяются декоративной аркадой. Над западным фасадом на крыше поставлена небольшая ажурная ротонда колокольни. Интерьер церкви украшен фресками работы известного армянского художника Овнатана Овнатаняна. Норашенская церковь была основана в 1467 г. Садатом. В 1650 г. Ходжа Назар перестроил почти разрушившуюся церковь, купол которой был построен мастером Петросом. В дальнейшем церковь повторно реставрировалась в 1795 г., 1808 г. и 1875 г. Во дворе церкви находятся могилы усопших Лиды Тамамшян, нескольких человек из рода Вартановых и г-жи Катаринэ Придонян. В связи со строительством улицы «Армянский базар» (ныне Леселидзе), в 1924-1925 г.г. была создана специальная группа, которая проголосовала за разрушение «Норашена». К счастью, решение не утвердилось, и церковь избежала разрушения. В 1937 г. церковь «Норашен», как и многие другие церкви на территории СССР, была закрыта. В последующие годы здание использовалось в качестве архива.


Следует напомнить, что попытки «огрузинить» церковь «Норашен» начались ещё с 1989 г. В частности, в 1994-1995 гг., тем же самым отцом Тариелом. С целью уничтожения фактов, свидетельствующих об армянском происхождении данного здания, был разрушен алтарь церкви. 8 февраля настенные надписи мастера Петроса, повествовавшие о реконструкции купола в 1650 г., были уничтожены. Другие Армянские надписи - два Хачкара и две великолепные фрески XIX века, сотворенные представителями школы Овнатанянов - также были повреждены и уничтожены.  Были заменены двери с Армянской эпиграфикой.

15 февраля 1995 г. церковь была освящена как «Грузинская Православная церковь». Результатом этих посягательств и актов вандализма явился официальный визит делегации армянского духовенства из Эчмиадзина в Тбилиси, которая встретилась с Грузинским Патриархом - Ильей Вторым, после чего было решено приостановить любые действия до наступления лучших времен. Церковь была закрыта.
Второй этап операции по захвату храма был предпринят уже в 2005 году, когда вышеупомянутым священником с загородного кладбища были привезены надгробные плиты с грузинскими надписями вековой давности и установленны непосредственно у стен Армянской церкви. В то же самое время, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви подверглись актам вандализма - с них были стерты армянские надписи. На этот раз вопрос был поднят представителем Епархии Армянской Апостольской Святой Церкви в Грузии, отцом Абгаром, который старался защитить армянское историческое наследие, за что его перевели в Армению.

Наши дни

В 2006 году был совершен очередной факт вандализма по отношению к церкви: камнями была сбита армянская надпись у центрального входа в церковь. Начатое прокуратурой города следствие, похоже, так и не выявило преступников.

Всё это происходит на фоне пассивной деятельности в данном вопросе Епархии ААЦ в Грузии и официального Эчмиадзина, чьи представители уже многие годы подряд безнадежно обещают решить вопрос «спорных церквей». Данное безразличное отношение к армянскому историческому наследию Тбилиси, так же как и к армянской общине в целом на протяжении последних 2-х десятилетий, уже привело к негативным последствиям. Многие временно нефункционирующие армянские церкви на территории Грузии, в частности, 6 из них в Тбилиси, были присвоены Грузинским духовенством. Кроме того, резко сокращается и количество паствы ААЦ.

Напомним, что церковь Благовещения Богородицы «Норашен» вместе с остальными тремя в Тбилиси и церковью Сурб Ншан в г. Ахалцихе входят так называемый список «спорных церквей», которые Эчмиадзин требует вернуть армянской епархии. Однако эти справедливые требования так и остаются на словах, в то время как грузинское духовенство предпринимает конкретные захватничесские шаги по отношению к армянским храмам и кладбищам, паралельно развивая антиармянские настроения среди своей паствы и внедряя прозелитизм среди армян. В результате данной политики, с каждым годом всё больше армян отчуждаются от армянской церкви и в итоге ассимилируются.

ТАРИЕЛПо словам того же о. Тариэла, у грузинской патриархии долгосрочные планы по отношению к другим христианским (не ортодоксальным) меньшинствам страны - «все церкви и всё население должны стать православными, и в первую очередь это касается именно армян».

Процессу оттока последователей Армянской Апостольской Церкви способствует также и тот факт, что Епархия ААЦ в Грузии (за исключением Джавахка - Регион Самцхе-Джавахети) по-прежнему отмечает большие церковные праздники по православному календарю.

Отметим также, что на территории Грузии юридический статус имеет только Грузинская православная церковь. Армянская Епархия (как и другие конфессии) по-прежнему не зарегистрирована и не является юридическим лицом.

Подобная деструктивная политика бьёт по имиджу страны, а также по морально-духовному состоянию армянской общины Тбилиси и всей Грузии. Сегодня из примерно 80 тысячного армянского населения Тбилиси, осталась лишь ничтожно малая доля армян, которые все ещё поддерживают связь с армянством и с армянской церковью, однако и они постепенно приходят в разочарование и полное отчуждение.

Выводы о дальнейших взаимоотношениях надлежит сделать как правительствам двух стран, так и церквям двух народов.

В мае начался новый и, может быть, последний этап «грузинизации» Армянской церкви Благовещения Богородицы «Норашен», расположенной в старом районе города на улице Леселидзе (прежде «Армянский базар»). Церковь Норашен расположена в одном дворе с Грузинской (бывшей Греческой) Православной церковью «Джврис Мамис Монастери».
В течение 5 дней группа рабочих под руководством настоятеля соседней церкви отца Тариэла (известным из всех предыдущих статей и репортажей о Норашене) активно строит бетонно-металлическую изгородь с калитками с задней части церкви, тем самым достраивая и замыкая забор по всему периметру храма. При этом всячески используется грузинская символика в виде грузинского креста. По словам самого о. Тариэла, «в церкви начнётса грузинская литургия не позже чем через месяц после завершения внутренних «ремонтов» в самом здании».



Сурб Геворг
Церковь Сурб Геворг (Святого Георгия) в источниках и литературе именуется с 6-7 веков так же "Большой крепостной церковью"; в 1251 году она была перестроена из кирпича князем Умеком. В дальнейшем не раз перестраивалась. Считается самой древней из ныне действующих армянских церквей Тбилиси. У ее стен похоронен видный художник Г.Башинджагян. Здесь же покоятся останки выдающихся полководцев-армян: графа М.Лорис-Меликова, А.Тер-Гукасова, Б.Шелковникова, И.Лазарева.


Сурб Карапет

Церковь Святого Карапета (Предтечи) находится на стыке двух кварталов старого Тифлиса - Чугурети и Авлабара, на склоне горы-ущелья. Относительно времени основания сохранились разные, порой взаимоисключающие сведения. Так, в списке армянских древностей, составленном по поручению Нерсэса Аштаракеци, о церкви св. Карапета сказано : "Построена дворянином Багдасаром Исаак[овичем] Камазовым в 1705 г., а впоследствии обновлена общиной". По известным данным, строителем назван "мокалак Казазов", временем же строительства - 1400 г. с последним обновлением в 1790 г. По всему видно, что ктиторы Камазов и Казазов - одна и та же личность, но как свести имеющиеся даты? На барабане купола церкви Вифлеема сохранилась надпись, в которой говорится о строительстве церкви св. Карапета Амир-агой и его супругой Беки-хатун в 1664 г. Несомненно, что эта надпись первоначально находилась в стене церкви св. Карапета, но когда и при каких обстоятельствах она оказалась перенесённой сюда и вставленной в барабан купола - трудно сказать. Можно предположить, что та обитель св. Карапета, о строительстве которой тут идёт речь, к началу XVIII в. уже лежала в развалинах и если не сами ктиторы, то их потомки перенесли хачкар с надписью в церковь Вифлеем. Но и тут нельзя быть уверенным, что надпись относилась именно к занимающей нас церкови св. Карапета. Известно, к примеру, что Карапету (Предтече) были посвящены одна из церквей рода Камоянц и церковь Саакашен.Всё это заставляет воздержаться отокончательного вывода и вопрос даты основания остаётся открытым. Быть может, историки архитектуры найдут реалии, на основании которых можно заняться критикой имеющихся сведений.



Сурб Минас
Информация о церкви скоро будет



Сурб Ншан

В архитектурно-художественном отношении расположенная в густонаселённом квартале древнего города церковь св.Ншана по праву считается одним из наиболее примечательных армянскиx культурныx сооружений, сочетавшая элементы декора как традиционно-армянского, так и восточного происxождения. В начале XVIII в., когда и была построена эта церковь, Тифлис продолжал оставаться полиэтническим городом, с оригинальным местным колоритом, в котором ощутимы были культурные традиции народов как христианского, так и мусульманского вероисповедания. В отделке фасадов армянскиx церквей Тифлиса : св. Ншана, св. Георгия Карапа, Ванкского собора и колокольни Девичьего монастыря св. Стефана xарактерно применение "элементов иранского декоративного искусства...Фасады церквей отделывались стрельчатыми арками, барабаны куполов украшались поливными изразцами".Церковь св. Ншана имеет три алтаря, из коиx средний посвящён св. Николаю, боковые же (они меньше среднего) - св. Андрею и св. Георгию. История возведения, последующиx обновлений и переделок подробно описана в соxранившейся до нашиx дней эпиграфике памятника. В ограде церкви имелось множество эпитафий, основная масса которыx либо выветрилась, либо была закрыта поздними жилыми пристройками. Уцелели лишь те, которые расположены в непосредственной близости от стен церкви или в виде надгробныx плит прикреплены к самой стене церкви.Из основной ктиторской надписи явствует, что строительство св. Ншана начато в 1703 г., при католикосе армян Наxапете (1691-1705) и в царствование в Картли Леван-xана. В 1720 г., когда надпись высекалась, строительство было доведено до купола и, как явствует из записи в синодике - церковь в течение 50 лет оставалась без купола, построенного в будущем.

Как и многие другие армянские церкви Тбилиси, Сурб Ншан был закрыт как книгохранилище с 30 годов. Но в 2002 в церкви случился  ""случайный пожар,. Довольно удивительно как он произошел, учитывая сырость и отсутствие проводки в церкви.




Сурб Саргис
Церковь Сурб Саргис (Святого Саргиса, Саркиса) находилась в древнейшей части города - районе серных бань. К началу XVII в. территория города сократилась, что было вызвано тяжёлым политическим состоянием страны, особенно в период нашествий Шах-Аббаса I и его преемника Шах-Сефи. Часть жителей была угнана в плен, часть же приютилась в сравнительно защищённых поселениях края. Всё что осталось - надпись в стенеОбстоятельства сложились так, что основной жилой квартал города превратился в пригород, скорее даже в село на подступах к цитадели. Желая иметь надёжную этноконфессиональную опору в центре грузинского царства, иранские завоеватели переселили сюда и поселили в районе серных бань мусульманские племена - так называемых саидов, почему и с XVII в. этот квартал стал именоваться Сейдабатом. Название Сейдабат постепенно было преданно забвению, и появилось новое название квартала - Харпух.Церковь св. Саргиса - одна из древнейших армянских обителей в Тифлисе. Строительство датируется 1737 г., считая строителем протоиерея Норашенской церкви тер-Сукиаса.Более основательные строительные работы начались после 1831 г., когда настоятелем перешедшей в подчинение Эчмиадзинского католикосата обители св. Саргиса был назначен Мануэль Кюмушханеци ( до этого она, по-видимому, относилась к епархии Ахпата).



Сурб Степанос (Кусаноц , Девичий монастырь)
Инициатором основания в Тбилиси армянской девичьей обители является сын переселившегося в XVII в. из Ирана в этот город Аслана (Ходжи) Бебудяна Мелик-Ашхарбек, но осушествить строительство ему не удалось (погиб в битве с турками в 1724 г.). Фактически строителем и ктитором выступил его сын Мелик-ага, участник индийского похода Надир-Шаха, пригласивший из обители св. Екатерины в Новой Джуге двух монахинь. В 1727 г. девичий монастырь уже существовал .Церковь св. Стефана построена недалеко от дома Бебудянов (иногда по их фамилии именовался и квартал), но она была не больших размеров и служила часовней. При игуменье Гаяне Бебудян (1840-1875) церковь была вновь отстроена , о чём и свидетельствуют имеющиеся здесь надписи. Всё это значит, что сведения относятся к первоночальной церкви, построенной тавадом Ашхарбеком Бебудовым в 1717 г.. В эпиграфии Ефросине Абамеликян (скончалась в 1911 г.) сказано, что построенная в 1727 г. церковь св. Стефана в 1868 г. реставрирована, а в 1910 г. вновь была возобновлена



Хрештакапетац
Церковь Хрештакапетац, или же "во имя Архангелов", располагалась на Красильной улице, неподалёку от церкви Сурб Геворг; сейчас на её месте строится грузинская.



Чугурети Сурб Аствацатин
В источниках и литературе по древностям Тифлиса о времени и обстоятельствах строительства этой церкви сведений найти не удалось. Она фигурирует в плане города от 1825 г. и ещё в одном списке армянских церквей, составленном 16 декабря 1831 г. Историки относят возведение обители предположительно к первой четверти XIX в. С 1795 г. "государственную деревню Чугурети с принадлежащими местами и крестянами, - говорится в дарственной грамоте царя Ираклия II, - детям Саркис-ага Карапету и Георгию [Аматуни] пожаловали на вечное владение и ныне повелеваем эшиг-ага-баше Тамазу Орбельянову, деревню отдать в вечное владение". Представители рода Аматуни, (выходцы из г.Нахичевана), оказавшись "в этом богохранимом городе", как пишет о нём махтеси Иованес Аматуни в строительной надписи церкви Джиграшен, проявили усердие в строительстве культовых сооружений, обладая "дарованными господом средствами". Став владельцами Чугурети, они, разумеется, проявили заинтересованность в умножении жителей этого квартала города, что и привело к необходимости основания новых обителей. Не случайно, что в той же первой четверти XIX в. была сооружена ещё одна армянская церковь - Чугуретская обитель св.Георгия, строителями которой являлись "ереванец Папэн и Яков Кочаров" (1807 г.)К сожалению, о церкви св.Георгия мы не располагаем каким-либо дополнительным материалом, от церкви же Богородицы дошли до нас две надписи : одна на грани её крещальной, другая - эпитафия когда-то существовавшей ограде церкви.Перевод : "Помяни, господи, душу покойного Георгия Мироевича Мириманянца. 29 месяца март 1857 г."Это единственный известный нам случай из армянской эпиграфики, когда эпитафия и надпись поминально-дарственного содержания, абсолютно идентичны.




Кармир Аветаран
Обитель св.Богородицы Шамкорцев называется так же "Кармир аветаран", т.е. "Пурпурное евангелие". Находится в нескольких десятках метров от св.Георгия Эчмиадзинцев, в том же так называемом "Гаре-Авлабари". Само название "Шамкорцев" уже является свидетельством,что церковь либо основана, либо возобновлена-реконструирована жителями города - выходцами из Шамкора. В отдельных случаях народная память фиксировала не только название изначального места жительства, откуда были переселены основатели того или другого культового сооружения, но даже этапы переселения из одного и того же места. Этим, в частности, можно объяснить появление названия - "св.Минас старых ереванцев" (основана в 1811 г.) в отличие от той обители, которой стали пользоваться новопереселенцы. Подобные названия продиктованы были прежде всего стремлением внести ясность в количество прихожан и в пределы паствы, вокруг которых нередко возникали горячие споры, ибо этими факторами определялись доходы данной обители. Словом, указываемые названия определялись не этнокультурными или конфессиональными обстоятельствами, а иными соображениями.
Не первое, но наиболее массовое переселение Гандзакских (Гянджа; Кировабад), и должно быть, Шамкорских армян в Тифлис имело место в 1723 году, когда, возвращаясь из Гандзака в Тифлис, сэр-аскер Ибрагим-паша переселил сюда "около 3000 человек из покорённых и подчинённых армян", о чём сообщает турецкий историк Кучук Челеби-заде. Количество переселенцев из армянской среды (Араратская долина, Лори, Гандзак, Карабах и т.д.) особенно возросло во второй половине XVIII в., в частности при царе Ираклии II, который тем самым создавал условия для укрепления экономики царства.
По словам французского консула в Тифлисе (1820-1824) Гамба, "население Тифлиса всё растёт и растёт от наплыва армян, которые ищут здесь убежище от тирании турок и притеснении персиян... В 1820 г. в Тифлисе было около 24000 жителей. В 1825 г. его население исчислялось по меньшей мере в 33000. В этом году, как в самом городе, так и в его предместьях, насчитывалось : 2500 армянских семейств, 1500 грузинских и 500 татарских и персидских, итого 4500 семейств..."
Нам неизвестно, основана ли церковь "Кармир Аветаран" именно общиной Шамкорцев, но так она называлась ещё до той коренной реконструкции, которой подверглась почти одновременно с церковью Эчмиадзинцев - в 50-е годы XIX в. Игн. Иоселиани убеждён, что она основана в 1775 г. Шамкорцами, но из каких источников он исходит при этом, не указывается. В неоднократно цитированном реестре армянских памятников сказано : "Св. Богородица Шамкорцев; построена общественностью в 1809 г." Данный реестр, как правило, опирается на те докладные записи и отчёты, которые были получены Нерсесом Аштаракеци от непосредственных настоятелей или священнослужителей этих церквей, поэтому более достоверной представляется эта дата - 1809 г. На этом месте, до строительной деятельности Шамкорцев, существовала обитель, основанная в 1775 г., дату основания которой Игн. Иоселиани отнёс к "Шамкорской". Как бы то ни было, "существующая ныне церковь" с массивным куполом, оригинально оформленная фасадами с круглыми окнами в верхней части, с обрамлениями окон и входов, снабжёнными надписями, с её довольно большими размерами и т.д., относится к 40-50-м годам прошлого века, о чём свидетельствуют поминальные надписи и разнородные скульптурные изображения выполненые неким М.Т.П. Кто такой скульптор М.Т.П., какие именно изображения выполнены им и какой они представляют искусствоведческий интерес - это вопросы, на которые должен ответить компетентный историк армянского искусства.

До 13 апреля 1989 года это была самая высокая церковь в Тбилиси.


13 апреля 1989 года Кармир Аветаран взорван.
Оффициально из-за сейсмо опасного состояния.

Сегодня от него остались одни руины.