ახალი ამბები:
Armenian - ՀայերենGeorgian - ქართულიRussian - РусскийEnglish (United Kingdom)
Արմենիա.ge
Oct 29
Армянские Церкви Тбилиси - Бетхем Сурб Аствацатин
Article Index
Армянские Церкви Тбилиси
Бетхем Сурб Аствацатин
Ванкский собор
Сурб Хач
Циранавор
Джиграшен
Дзорабаши Сурб Геворг
Зркинянц Сурб Геворг
Камоянц Сурб Геворг
Карап Сурб Геворг
Кукийская Сурб Аствацацин
Мугни Сурб Геворк
Навтлухи Сурб Геворг
Нор Эчмиадзин
Норашен
Сурб Геворг
Сурб Карапет
Сурб Минас
Сурб Ншан
Сурб Саргис
Сурб Степанос
Хрештакапетац
Чугурети Сурб Аствацатин
Кармир Аветаран
All Pages

 

Бетхем Сурб Аствацатин

Петхаинская Церковь, Церковь Пресвятой Богородицы Вифлеема

Петхаинская Церковь (Петхаин, Бетхеем, Вифлеем) находится у подножия крепости Нарикала в квартале Карапитах (арм.) или Клдис-убани (груз.), в переводе - "квартал скалы".История основания церкви и последующих строительных работ представлена следующим образом : первоначально была основана часовня, но ктитор строительства священик Григорий скончался, и работу завершил его внук Барсег. Долгое время богослужение проводилось в этой часовне. Священник Григорий похоронен в приделе церкви. Какое-то время церковь оставалась незавершённой.Верхнюю часть, возведённую из камня чёрного цвета, построил и завершил Ага-Мелик-Бебутян, а его сын Мелик-Аветик обнёс церковь оградой.Согласно краткому сообщению священников этой церкви Меликсета и Месропа Тер-Григоряна, новая церковь была основана священником Саргисом в сотрудничестве с Ходжа-Парухом, Багдасаром, Арутюном и Степаном.Фактически речь здесь идёт о двух разновремённы сооружениях - о часовне и построенной позже церкви.Основание часовни следует отнести ко второй половине XIII века. Строительство большой церкви продолжалось и при католикосах Егиазаре (1681-1691) и Александре (1706-1714).Во второй половине XVIII в. протоиреем церкви Вифлеема был Мхитар, убитый воинами Ага-Магомед-хана за отказ указать место тайника, в котором хранилась церковная утварь. В 1797 г. настоятелем был утверждён сын Мхитара Степанос, "священник многоодарённый" , о котором говорится и в надписях.Осенью 1981 г. в процессе раскопок внутри церкви св. Богородицы Вифлеема были выявлены основания более раннего сооружения - однонефной церкви. Это, по всей вероятности, остатки той "часовни". В открытой археологами алтарной части древней церкви или часовни соханился фрагмент хачкара (дословно "крест-камень"), под символическим древом жизни которого помещена армянская надпись из трёх слов : "Боже, Иисус Христос".Инициатором основания в Тбилиси армянской девичьей обители является сын переселившегося в XVII в. из Ирана в этот город Аслана (Ходжи) Бебудяна Мелик-Ашхарбек, но осушествить строительство ему не удалось (погиб в битве с турками в 1724 г.). Фактически строителем и ктитором выступил его сын Мелик-ага, участник индийского похода Надир-Шаха, пригласивший из обители св. Екатерины в Новой Джуге двух монахинь. В 1727 г. девичий монастырь уже существовал .Церковь св. Стефана построена недалеко от дома Бебудянов (иногда по их фамилии именовался и квартал), но она была не больших размеров и служила часовней. При игуменье Гаяне Бебудян (1840-1875) церковь была вновь отстроена , о чём и свидетельствуют имеющиеся здесь надписи. Всё это значит, что сведения относятся к первоночальной церкви, построенной тавадом Ашхарбеком Бебудовым в 1717 г.. В эпиграфии Ефросине Абамеликян (скончалась в 1911 г.) сказано, что построенная в 1727 г. церковь св. Стефана в 1868 г. реставрирована, а в 1910 г. вновь была возобновлена