ახალი ამბები:
Armenian - ՀայերենGeorgian - ქართულიRussian - РусскийEnglish (United Kingdom)
Արմենիա.ge
Oct 29
Армянские Церкви Тбилиси - Сурб Карапет
Article Index
Армянские Церкви Тбилиси
Бетхем Сурб Аствацатин
Ванкский собор
Сурб Хач
Циранавор
Джиграшен
Дзорабаши Сурб Геворг
Зркинянц Сурб Геворг
Камоянц Сурб Геворг
Карап Сурб Геворг
Кукийская Сурб Аствацацин
Мугни Сурб Геворк
Навтлухи Сурб Геворг
Нор Эчмиадзин
Норашен
Сурб Геворг
Сурб Карапет
Сурб Минас
Сурб Ншан
Сурб Саргис
Сурб Степанос
Хрештакапетац
Чугурети Сурб Аствацатин
Кармир Аветаран
All Pages

Сурб Карапет
Церковь Святого Карапета (Предтечи) находится на стыке двух кварталов старого Тифлиса - Чугурети и Авлабара, на склоне горы-ущелья. Относительно времени основания сохранились разные, порой взаимоисключающие сведения. Так, в списке армянских древностей, составленном по поручению Нерсэса Аштаракеци, о церкви св. Карапета сказано : "Построена дворянином Багдасаром Исаак[овичем] Камазовым в 1705 г., а впоследствии обновлена общиной". По известным данным, строителем назван "мокалак Казазов", временем же строительства - 1400 г. с последним обновлением в 1790 г. По всему видно, что ктиторы Камазов и Казазов - одна и та же личность, но как свести имеющиеся даты? На барабане купола церкви Вифлеема сохранилась надпись, в которой говорится о строительстве церкви св. Карапета Амир-агой и его супругой Беки-хатун в 1664 г. Несомненно, что эта надпись первоначально находилась в стене церкви св. Карапета, но когда и при каких обстоятельствах она оказалась перенесённой сюда и вставленной в барабан купола - трудно сказать. Можно предположить, что та обитель св. Карапета, о строительстве которой тут идёт речь, к началу XVIII в. уже лежала в развалинах и если не сами ктиторы, то их потомки перенесли хачкар с надписью в церковь Вифлеем. Но и тут нельзя быть уверенным, что надпись относилась именно к занимающей нас церкови св. Карапета. Известно, к примеру, что Карапету (Предтече) были посвящены одна из церквей рода Камоянц и церковь Саакашен.Всё это заставляет воздержаться отокончательного вывода и вопрос даты основания остаётся открытым. Быть может, историки архитектуры найдут реалии, на основании которых можно заняться критикой имеющихся сведений.