ახალი ამბები:
Armenian - ՀայերենGeorgian - ქართულიRussian - РусскийEnglish (United Kingdom)
Արմենիա.ge
Oct 29
Армянские Церкви Тбилиси - Кармир Аветаран
Article Index
Армянские Церкви Тбилиси
Бетхем Сурб Аствацатин
Ванкский собор
Сурб Хач
Циранавор
Джиграшен
Дзорабаши Сурб Геворг
Зркинянц Сурб Геворг
Камоянц Сурб Геворг
Карап Сурб Геворг
Кукийская Сурб Аствацацин
Мугни Сурб Геворк
Навтлухи Сурб Геворг
Нор Эчмиадзин
Норашен
Сурб Геворг
Сурб Карапет
Сурб Минас
Сурб Ншан
Сурб Саргис
Сурб Степанос
Хрештакапетац
Чугурети Сурб Аствацатин
Кармир Аветаран
All Pages

Кармир Аветаран
Обитель св.Богородицы Шамкорцев называется так же "Кармир аветаран", т.е. "Пурпурное евангелие". Находится в нескольких десятках метров от св.Георгия Эчмиадзинцев, в том же так называемом "Гаре-Авлабари". Само название "Шамкорцев" уже является свидетельством,что церковь либо основана, либо возобновлена-реконструирована жителями города - выходцами из Шамкора. В отдельных случаях народная память фиксировала не только название изначального места жительства, откуда были переселены основатели того или другого культового сооружения, но даже этапы переселения из одного и того же места. Этим, в частности, можно объяснить появление названия - "св.Минас старых ереванцев" (основана в 1811 г.) в отличие от той обители, которой стали пользоваться новопереселенцы. Подобные названия продиктованы были прежде всего стремлением внести ясность в количество прихожан и в пределы паствы, вокруг которых нередко возникали горячие споры, ибо этими факторами определялись доходы данной обители. Словом, указываемые названия определялись не этнокультурными или конфессиональными обстоятельствами, а иными соображениями.
Не первое, но наиболее массовое переселение Гандзакских (Гянджа; Кировабад), и должно быть, Шамкорских армян в Тифлис имело место в 1723 году, когда, возвращаясь из Гандзака в Тифлис, сэр-аскер Ибрагим-паша переселил сюда "около 3000 человек из покорённых и подчинённых армян", о чём сообщает турецкий историк Кучук Челеби-заде. Количество переселенцев из армянской среды (Араратская долина, Лори, Гандзак, Карабах и т.д.) особенно возросло во второй половине XVIII в., в частности при царе Ираклии II, который тем самым создавал условия для укрепления экономики царства.
По словам французского консула в Тифлисе (1820-1824) Гамба, "население Тифлиса всё растёт и растёт от наплыва армян, которые ищут здесь убежище от тирании турок и притеснении персиян... В 1820 г. в Тифлисе было около 24000 жителей. В 1825 г. его население исчислялось по меньшей мере в 33000. В этом году, как в самом городе, так и в его предместьях, насчитывалось : 2500 армянских семейств, 1500 грузинских и 500 татарских и персидских, итого 4500 семейств..."
Нам неизвестно, основана ли церковь "Кармир Аветаран" именно общиной Шамкорцев, но так она называлась ещё до той коренной реконструкции, которой подверглась почти одновременно с церковью Эчмиадзинцев - в 50-е годы XIX в. Игн. Иоселиани убеждён, что она основана в 1775 г. Шамкорцами, но из каких источников он исходит при этом, не указывается. В неоднократно цитированном реестре армянских памятников сказано : "Св. Богородица Шамкорцев; построена общественностью в 1809 г." Данный реестр, как правило, опирается на те докладные записи и отчёты, которые были получены Нерсесом Аштаракеци от непосредственных настоятелей или священнослужителей этих церквей, поэтому более достоверной представляется эта дата - 1809 г. На этом месте, до строительной деятельности Шамкорцев, существовала обитель, основанная в 1775 г., дату основания которой Игн. Иоселиани отнёс к "Шамкорской". Как бы то ни было, "существующая ныне церковь" с массивным куполом, оригинально оформленная фасадами с круглыми окнами в верхней части, с обрамлениями окон и входов, снабжёнными надписями, с её довольно большими размерами и т.д., относится к 40-50-м годам прошлого века, о чём свидетельствуют поминальные надписи и разнородные скульптурные изображения выполненые неким М.Т.П. Кто такой скульптор М.Т.П., какие именно изображения выполнены им и какой они представляют искусствоведческий интерес - это вопросы, на которые должен ответить компетентный историк армянского искусства.

До 13 апреля 1989 года это была самая высокая церковь в Тбилиси.


13 апреля 1989 года Кармир Аветаран взорван.
Оффициально из-за сейсмо опасного состояния.

Сегодня от него остались одни руины.